Окунулись в веру

02.08.2018

     28 июля 2018 года ознаменовалось 1030-летием Крещения Руси. Следуя традиции священнослужители Восточного округа Томской епархии совершили Таинство Крещения на реке Яя в окрестностях села Больше-Дорохово. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира принять христианство пожелало рекордное количество человек: 56 взрослых и детей, в том числе младенческого возраста.

      Службу совершили благочинный Восточного округа Томской епархии протоиерей Александр Никулин, настоятель Свято-Никольского храма с. Зырянское иерей Алексий Нагибин, настоятель Троицкого храма с. Первомайское иерей Владимир Лукьяненко, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского с. Новониколаевка иерей Олег Бугаков, священники Свято-Покровского храма г. Асино иерей Павел Волковский и иерей Александр Денисов.

     После специальных молитв люди по одному входили в реку, чтобы пройти обряд погружения.  По слову Христову это есть знак очищения человека от грехов, его рождения свыше в жизнь духовную, святую. Погода словно испытывала верующих в их намерении стать православными христианами. День выдался хмурый, а вода в Яе ледяной, как в колодце. Иерей Алексий Нагибин каждого освящал крестным знамением и трижды окунал с головой. Только малыши оставались на руках у родителей, и батюшка бережно окроплял их золотые кудряшки. Звонкий детский плач далеко разносился над водной гладью.

     При Крещении совершается еще одно Таинство - миропомазания. Стоя на берегу, священники помазывали специальным маслом (миром) части тела крещенных с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Миропомазание означает освящение мыслей, желаний чувств, дел и поведения христианина. После этого крещеные надевали крестики, батюшка крестообразно остригал им локоны, закатывал в воск свечи и бросал в реку, как символ послушания и жертвы.

     Таинство Крещения было совершено, но это лишь двери в церковную жизнь. И если за ним не последует духовного возрождения, решительного отказа от дурных дел и поступков, то само по себе оно не принесет спасения. Благодать Божия, получаемая в Крещении, должна прорастать в человеке как семя и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни.

 

Князь Александр Невский

Из «Жития святых»  святителя Димитрия Ростовского

      Святой благоверный великий князь Александр Ярославович родился в Переяславле-Залесском. Отец - великий князь Ярослав Всеволодович, мать - благоверная княгиня Феодосия. По тогдашнему обычаю Александра рано начали учить, заботились о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия. Он никогда не предавался детским забавам и развлечениям. Любимое занятие - чтение священных книг и пламенная молитва ко Господу. Наряду с книжным обучением много внимания уделялось физическому воспитанию: развитию силы и ловкости, умению владения мечом и копьем, езде на коне и т.п. Князь должен быть не только воином Христовым, но и воином земным, уметь защищать Святую Церковь силой слова и силой меча.

     Юного князя рано начали готовить к предстоящему правлению, и здесь высоким примером и образцом подражания служил его знаменитый отец. Еще совсем молодым, четырнадцати лет от роду, Александр был доставлен отцом в Великий Новгород под попечением доверенных ему бояр на правление в этом вольном городе, владевшим почти всем теперешним севером современной Руси. Новгородцы гордились тем, что у них правит князь Александр, которого каждый русский желал видеть своим князем.

Современники описывали князя, сравнивая его по красоте с Иосифом, которого египетский фараон поставил на правление, по силе - с ветхозаветным Самсоном, по уму и мудрости - с царем Соломоном, по мужеству - с римским императором Веспасианом.

 

     Во время татаро-монгольского нашествия Великий Новгород не был разорен. Воины Орды не дошли до него 100 километров и неожиданно повернули на юг. Господь своим промыслом уберег город от уничтожения, но это не дало полной свободы новгородцам. Великий князь Александр вынужден был ездить в Орду, чтобы оказывать уважение захватчикам Руси и получать разрешение на княжение. Жестоки и беспощадны были татары, но великая милость Божия была в том, что монголы не притесняли веры русских, им нужна была только дань. В свое время великий Чингизхан, основатель монгольского государства, строго наказал потомкам чтить всех Богов, каких они встретят в завоеванных народах, и монголы соблюдали эту заповедь.

     Более страшная беда грозила Руси с запада. Пользуясь тяжелым положением русского народа после татарского погрома, западный враг предвкушал овладеть северо-западными территориями Руси. Здесь дело шло не только о возможности потерять свою политическую самостоятельность, но и утратить нашу веру православную. Уже давно со стороны католиков раздавался призыв о необходимости бороться против православных, силой меча, потоками крови привести их к подчинению Папе Римскому и католической церкви. Но в лице благоверного князя Александра Ярославовича Господь воздвиг такого могущественного и непобедимого защитника православной веры, против которого ничего не могли сделать католики.

 

     Благоверный князь Александр мудро предвидел неизбежность борьбы и подготовлялся к ней. Через четыре года после Батыева нашествия началась упорная борьба с западным врагом, не прекращавшаяся в течение почти всей жизни князя. Первыми начали войну шведы. Ближайший родственник шведского короля Эриха - Биргер, отважный рыцарь и полководец, прославившийся своими набегами на территорию Финляндии и пограничные с ней новгородские владения, с большим отрядом войска, в состав которого, кроме шведов, входили норвежцы и финны, сопровождаемый католическими епископами, в 1240 году появился в устье реки Ижоры. Он послал в Новгород дерзкий вызов князю Александру: «Я уже на твоей земле, опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться, сопротивляйся».

     Нападение было действительно неожиданным для новгородцев. Хотя на Русь всегда нападали хитро, подло и неожиданно. У Александра была лишь небольшая дружина, которую он наскоро пополнил новгородцами. Но он не испугался дерзкого врага, уповая прежде всего на Бога. В новгородском храме святой Софии с пламенной и слезной молитвой он обратился к Господу, прося Его рассудить спор с врагом. По окончании молитвы благоверный князь принял благословение от новгородского владыки Серапиона, велел своим приближенным одарить нищих и попросить у них молитв, а сам вышел к своей дружине, смущавшейся своей малочисленностью, чтобы укрепить ее на предстоящий подвиг. «Не в силе Бог, а в правде!» - такими словами ободрил он свое войско.

     Чтобы укрепить защитников православной веры, Господь ниспослал им чудесное предзнаменование. На восходе солнца со стороны реки один из воинов по имени Филипп, стоящий в дозоре, услышал шум весел и увидел судно с двумя витязями, стоящих в нем. Старший из витязей, обращаясь к младшему, сказал: «Брат Глеб, прикажи грести быстрее. Поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославовичу». Это были преподобные страстотерпцы - благоверные князья Борис и Глеб, которых молитвенно призывал на помощь князь Александр. Ободренный этим чудесным предзнаменованием Александр немедля напал на врага. Шведы были дезориентированы. Они не думали, что противник так близко, не знали его числа и силы. Упорная битва продолжалась до вечера. Враги, несмотря на численный перевес, были растеряны. Разбитые на всех пунктах, они наполнили две ямы трупами своих убитых в сражении, в ту же ночь поспешили удалиться с берегов Невы. Дружина Александра потеряла двадцать воинов. После этой битвы за благоверным князем Александром навсегда закрепилось прозвище Невского.

 

     Следующую попытку присвоить русские земли предприняли ливонские рыцари. Пользуясь тем, что новгородцы очень быстро забыли подвиг своего князя и даже рассорились с ним, вынудив его уехать в Переяславль, они захватили крепость Изборск, осадили, а затем захватили Псков, священный город святой Ольги и подступили уже к Новгороду, производя всюду грабежи и отправляя пленников в Ливонию. Раскаявшись в нанесенной Александру обиде, новгородцы упросили его вернуться. Милостивый князь не вспомнил нанесенной ему новгородцами обиде, поспешил туда, где нуждались в нем. С его приездом ко всем вернулась вера в успех.

     Закончив приготовления, князь Александр изгнал немцев из Пскова, но не ограничился лишь этим, мудро понимая, что врага нужно разбить полностью, иначе он вновь придет на нашу землю. И 5 апреля (ст. стиль) 1242 года на Чудском озере произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная под именем Ледового побоища. Потери рыцарей были громадны. На протяжении семи верст озеро было покрыто трупами. В местах сильного скопления неприятеля лед не выдерживал тяжести закованных с головы до ног рыцарей и ломался. От многочисленного и грозного войска не осталось почти ничего.

     Еще один враг, которого усмирил великий князь, - литовцы, постоянно совершавшие на приграничные с Литвой русские земли набеги.

     Теперь самое имя великого князя приводило в трепет врагов, и на долгие годы Русь была обезопасена с этой стороны от врагов.

     Великий благоверный князь Александр Невский прожил совсем недолгую жизнь, отдав себя служению своему народу, с терпением и смирением неся свой крест. Он скончался во цвете лет, не имея еще 45 лет от роду, 23 ноября (ст. стиль) 1263 года от Рождества Христова, возвращаясь из очередной поездки в Орду к татарскому хану, отвратив его гнев на свой народ, пока еще рано и неразумно восстающий против тяжелого иноземного ига.

      Предчувствуя свою кончину, он созвал своих путников и обратился к ним с последней прощальной беседой. Затем благоверный князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение, заменив свое княжеское имя иноческим - Алексий. Приняв Святые Тайны и простившись с окружающими его иноками, благоверный князь-инок мирно отошел в вечные обители, предав свою чистую душу Господу, Которому так пламенно служил в земной жизни. Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое время для Руси был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил, и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги.

     Но и сейчас, после своей кончины, небесный заступник Русского государства, отличавшийся при жизни великим милосердием, помогавший каждому обездоленному и страждущему, святой благоверный князь Александр не перестает изливать свои милости всем нуждающимся и молитвенно к нему обращающимся за помощью, хранит Богом врученный ему удел - Отечество наше. От святых его мощей происходят чудесные исцеления. Скорбящие и озлобленные получают благодатное утешение и помощь. Известно множество случаев исцеления, происходящих от святых мощей великого угодника Божия - великого благоверного князя Александра. Особые чудеса выздоровления происходят с людьми, страдающими беснованием (психические припадки), расслаблением (паралич), слепотой.

 

     В храме села Новониколаевка Томской епархии, названного в честь великого благоверного князя Александра Невского, установлена икона с частицей мощей святого. Святой благоверный князь Александр Невский ко всем, кто с верой призывает святое имя его, изливает свою милость и предстательствует пред престолом Вседержителя Бога.

 

Теги:

Please reload

Избранные новости

Как плату за тепло пересчитали