НОВОЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. В 1992 году в России был принят федеральный закон «О защите прав потребителей». Контроль над его исполнением с 2005 года осуществляет Роспотребнадзор. С какими проблемами чаще всего сталкивается современный покупатель? И как с минимальными затратами сил и времени можно бороться за свои права? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали из беседы с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Асиновском районе Е.П. Лабунцом.


- Евгений Петрович, круг вопросов, которые Вы отстаиваете, очень широк. И все же перечислите основные направления деятельности Роспотребнадзора и объясните, в чем именно она заключается?

- На территориальный отдел Роспотребнадзора возлагаются функции контроля и надзора за исполнением законодательства «О защите прав потребителей» всеми хозяйствующими субъектами. Хотелось бы сразу обратить внимание, что согласно закону под потребителем понимается гражданин, который приобретает товар, заказывает услугу или выполнение работ для личных нужд, а не для предпринимательских целей.

В соответствии с Федеральным законом принято более двадцати подзаконных актов и постановлений Правительства, которые определяют правила продажи отдельных видов товаров как продовольственных, так и непродовольственных, а также правила оказания предоставления услуг ЖКХ, услуг подвижной, стационарной связи, телекоммуникационных, финансовых услуг, услуг здравоохранения, судебных услуг. Словом, всех тех услуг, которыми сегодня пользуются наши граждане.

- На какие товары и услуги чаще всего поступают жалобы?

- Стоит отметить, что большая часть обращений граждан в последнее время связана не с нарушениями прав потребителя, а с нарушениями санитарного законодательства - это загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения, некачественная питьевая вода, низкая температура, высокая влажность и посторонние запахи в жилых помещениях. Только с начала 2017 года в Асиновский территориальный отдел Роспотребнадзора поступило 13 письменных заявлений относительно санитарного неблагополучия и только 2 заявления на товары ненадлежащего качества.

Для сравнения, в 2016 году к нам обратились с заявлениями 63 гражданина. При этом только половина жалоб была связана с товарами и услугами ненадлежащего качества. Большая часть нарушений прав потребителей приходится на непродовольственные товары. Немалый сегмент связан с нарушениями при продаже продовольственных товаров. Наблюдается рост обращений и в сфере услуг ЖКХ. Увеличивается количество обращений граждан на нарушения правил кредитными организациями при оказании финансовых, а точнее, кредитных услуг.

- Вправе ли Роспотребнадзор контролировать кредитную деятельность банков?

- Роспотребнадзор вправе контролировать кредитную деятельность банков лишь в части выдачи кредитов потребителям (физическим лицам) на личные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

- Имеет ли право Роспотребнадзор на внеплановые проверки?

- Да, имеет. А что касается защиты прав потребителей, то здесь добавилось новое положение. С 1 января 2017 года внесены поправки в Федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Письменное заявление теперь уже не является основанием для проведения внеплановой проверки. На потребителя возлагается обязательный предварительный претензионный порядок обращения с соответствующими требованиями к хозяйствующему субъекту. То есть гражданин, который не доволен качеством предоставляемой услуги или приобретенного товара, вначале обязан уведомить об этом руководителя организации, которая, по его мнению, нанесла ему убыток или причинила неудобства (написать претензию). Затем это письменное обращение - доказательство того, что он уже обращался по данному вопросу к хозяйствующему субъекту - приложить к заявлению в территориальный отдел Роспотребнадзора. Только после такой процедуры мы вправе принять жалобу и начать работать по ней.

- Какие меры воздействия Вы можете применить к хозяйствующему субъекту, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по предоставлению товаров и услуг?

- В случае выявления нарушений в ходе внеплановой проверки мы привлекаем субъект предпринимательской деятельности к административной ответственности. Кроме того, выдаются предписания о прекращении противоправных действий. Не исключены и обращения в суд.

- Каким образом можно обратиться за помощью в территориальный отдел Роспотребнадзора?

- По всем вопросам, связанным с нарушением закона «О защите прав потребителей», гражданин может обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора по адресу: г. Асино, ул. АВПУ, 8. Кроме того, можно подать заявление о нарушении закона о защите прав потребителей на сайте Роспотребнадзора в сети Интернет.

И все же я призываю граждан, потребителей услуг, при покупке товара или получении услуг, не торопиться. Для начала нужно ознакомиться с отзывами. При покупке товара внимательно рассмотрите упаковку, прочитайте информацию, указанную на этикетке. Если вам что-то непонятно, обратитесь за консультацией к продавцу или менеджеру. Если все-таки произошла неприятная история, обращайтесь в Роспотребнадзор, где вам обязательно дадут бесплатную консультацию и помогут грамотно составить претензию в консультационном пункте филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» по адресу: г. Асино, ул. АВПУ, 8 (главный врач Вадим Александрович Нарожнов).

Беседовала

Наталья ХОРОШАВИНА.

Теги:

Избранные новости
Свежие новости
Архив
Поиск по тегам
Соцсети
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • Twitter Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • Instagram Social Icon

газета Диссонанс город Асино